Бухгалтерия: Враг или друг
Почему бухгалтерию не любят все остальные подразделения предприятия? В этой статье мы попытались развенчать мифы и заблуждения относительно роли бухгалтерии на предприятии и попытались показать ее необходимость и значимость для общего дела фирмы.
Первое заблуждение на счет бухгалтерии состоит в том, то все другие отделы, а это в основном те, кто занимается реально ощутимыми вещами, как то, снабжение, сбыт, производство считают, что они «содержат» бухгалтерию, которая занимается тем, что перекладывает бумажки. Но это не так, потому что «содержание» бухгалтерии в количестве n-человек закладывается в стоимость товара или услуги и по сути «содержит» бухгалтерию конечный потребитель. Точно также заработная плата персонала всех без исключения подразделений заложена в стоимость готовой продукции. Никто, надеюсь, не думает, что если бы в штате не было бухгалтерии, то заработная плата другого персонала была бы выше. Если бы бухгалтерии не было, то цены на готовую продукцию, товары или услуги были бы ниже, и фирма была бы более конкурентно-способной, или при тех же ценах прибыль была бы выше, и если вы не совладелец фирмы, то на вас это никак не повлияет.
Другое заблуждение состоит в том, что бухгалтерия вечно «достает» всех «со своими бумажками». Требует авансовые отчеты, накладные, счета-фактуры, чеки на бензин, авиабилеты, справки на детей и т.д., заставляет переделывать документов, короче мешает работать. «Нам что, заняться больше нечем, чем бегать за какими-то бумажками, зачем они вообще нужны, это просто бухгалтерия вредничает, свою значимость показывает». Поверьте, что никакой «вредности» тут нет, бухгалтера действительно занимаются «бумажками», но для них это документы, как впрочем и для налоговых инспекторов и других инстанций. А значимость бухгалтерии в том, что она как раз и следит, чтобы ваши бумажки, оформленные надлежащим образом, превратились в документы. И если на вашем предприятии бухгалтерия не «гоняет с бумажками», то это значит, что либо вы уже усвоили, чего они от вас хотят, и сами следите за правильностью документации, либо у вас некудышная бухгалтерия. И не имеет значения большое это предприятие и большая бухгалтерия или это микро-предприятие с одним бухгалтером. 1000 у вас документов или 10. И 1000 документов и 10 должны быть оформлены и проверены одинаково.
Почему же еще не любят бухгалтерию? Да потому что многим кажется, что это от них зависит ваша зарплата, отпускные, больничные. Это бухгалтерия вечно все усложняет, требует какие-то справки о доходах с предыдущей работы, справки о детях, о браке, о разводе, где родился, когда женился. Прямо КГБ какой-то. И думаю многие, что если бы не бухгалтерия, то ваша зарплата была бы выше, никакие налоги бы с вас не удерживали и вообще, это только бухгалтерия знает, кто сколько получает и от нее родимой зависит, получите вы свою зарплату в пятницу перед праздниками или во вторник – после праздников. А вообще может быть они что-то там мухлюют, пользуются, что мы не знаем тонкостей законодательства? Надо их вывести на чистую воду!!!!!!
Но очень хочется уважаемые не коллеги, сотрудники разных других подразделений, а также руководители, чтобы вы посмотрели на работу бухгалтерии под другим углом. Все организации в Российской Федерации обязаны вести бухгалтерский учет в большей или меньшей степени в зависимости от видов деятельности и выбранной системы налогообложения. Поэтому ведение бух.учета или налогового учета неизбежно. Но раз уж так сложилось, то поищем пользу, которую бухгалтерия может принести своему предприятию.
Во-первых, чтобы организация имела возможность работать и пользоваться расчетным счетом, она обязана сдавать отчетность и уплачивать налоги. Если организация не будет отчитываться по налогам и уплачивать налоги, через месяц-другой расчетный счет будет заблокирован, работа фирмы будет парализована.
Во-вторых, налоги – что это, сколько это и как это считается знает только бухгалтерия и ,поверьте, алгоритм расчета некоторых налогов очень непростой. Налги – это то, что неизбежно и считать их нужно правильно. И не думайте, что наличие бухгалтерской программы обеспечит 100% начисления налогов, если вы не имеете специальных знаний и не сможете проверить правильный это расчет.
В-третьих, расчет зарплаты со всеми удержаниями, отчислениями, больничными, декретными, отпускными – это целое подразделение бухгалтерии. Для такого рода расчетов требуются специальные знания. Плюс ко всему, именно бухгалтерия регулярно отчитывается в Пенсионный фонд по начисленным страховым взносам, по удержанному подоходному налогу. По этим данным в будущем вам будет начисляться пенсия, справки по форме 2НДФЛ понадобятся, если вы захотите взять кредит в банке или получить социальных налоговый вычет при покупке жилья или лечении.
В-четвертых, главный бухгалтер – это человек, как правило, с высшим экономическим образованием и разбирается не только в бухгалтерском и налоговом законодательстве, но и во многих финансовых вопросах, и если у вас на предприятии нет финансового директора, то вы вполне можете обратиться с этими вопросами к главному бухгалтеру.
Если у вас на предприятии нет штатного психолога, то никто не пойдет нести в массы информацию о ценности бухгалтерии для жизнедеятельности предприятия и скорей всего, что первые заблуждения так и останутся в широких слоях всех подразделений предприятия. Возможно это негативно будет влиять на рабочую атмосферу в коллективе. Но выход есть всегда – вы можете передать ведение бухгалтерского учета сторонней организации. Можно передать ведение учета полностью или передать какую-то часть, оставив в штате одного бухгалтера, который будет взаимодействовать с обслуживающей организацией по документообороту. Можно передать ведение кадрового учета или, наоборот, только кадровый учет оставить на своем предприятии. Варианты различны, подход индивидуальный. Специалисты нашей компании помогут подобрать наиболее выгодный для вас вариант, проконсультируют вас по вопросам бухгалтерского и налогового учета, предложат вас различные варианты оптимизации налогообложения.
Будем рады видеть вас в числе наших клиентов.